Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Профилактика домашнего насилия

На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  • Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

Конституция Республики Беларусь

Статья 8, ч. 1 «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Ратифицировав ряд международных документов, Республика Беларусь признает право всех своих граждан на жизнь без насилия.

Статья 25, ч. 3 «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».

Статья 32, ч. 5 «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья».

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Глава 19 «Преступления против жизни и здоровья»

Статья 139. Убийство «Умышленное противоправное лишение жизни другого человека».

Статья 144. Причинение смерти по неосторожности.

Статья 145. Доведение до самоубийства «Доведение лица до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства».

Статья 146. Склонение к самоубийству «Умышленное возбуждение у другого лица решимости совершить самоубийство, если лицо покончило жизнь самоубийством или покушалось на него».

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство (заболевание), иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица или шеи».

Статья 148. Умышленное лишение профессиональной трудоспособности «Умышленное причинение телесного повреждения, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных статьей 147 настоящего Кодекса, но соединенного с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности».

Статья 149. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения «Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных статьей 147 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до четырех месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть».

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения «Умышленное причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности».

Статья 154. Истязание «Умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных статьями 147 и 149 настоящего Кодекса».

Статья 157. Заражение вирусом иммунодефицита человека «Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)».

Статья 158. Заражение венерическим заболеванием «Заведомое поставление другого лица через половое сношение или иными действиями в опасность заражения венерическим заболеванием лицом, знавшим о наличии у него этого заболевания».

Глава 20 «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы»

Статья 166. Изнасилование «Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей».

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера.  Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей),

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста «Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167».

Статья 169. Развратные действия «Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168».

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера «Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей)».

Глава 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства»

Статья 183. Незаконное лишение свободы «Ограничение личной свободы человека путем водворения его в какое-либо помещение, связывания или иного насильственного удержания при отсутствии признаков должностного или другого более тяжкого преступления».

Статья 185. Принуждение «Принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления».

Статья 186. Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления».

Статья 188. Клевета «Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевета), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за клевету или оскорбление».

Статья 189. Оскорбление «Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету».

В основном вышеперечисленные преступления являются делами публичного обвинения. Однако статьей 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь предусмотрено:

Частью 2 – дела о преступлениях, предусмотренных статьями 153, частью первой статьи 188, статьей 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь, являются делами частного обвинения, возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, его законным представителем или представителем юридического лица и производство по ним подлежит прекращению в случае примирения его с обвиняемым.

Частью 4 – дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 149, частью 1 статьи 154, частью 1 статьи 166, статьей 186, частью 2 статьи 188 Уголовного кодекса Республики Беларусь, являются делами частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению лица, пострадавшего от преступления, его законного представителя или представителя юридического лица.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Глава 9 «Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина»

Статья 9.1. часть 2. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия «Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления».

Статья 9.2. Клевета «Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений».

Статья 9.3. Оскорбление «Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме».

Статья 17.1. Мелкое хулиганство «Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу»

Кроме того, при работе с потерпевшими от домашнего насилия могут возникнуть ситуации, когда потерпевшей может понадобиться юридическая консультация и в других областях.

В случае, когда, например, супруг проявляет агрессию после употребления спиртных напитков и страдает алкогольной зависимостью, может понадобиться разъяснение норм §12 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь «Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в лечебно-трудовые профилактории, продлении срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории, прекращении нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории».

Не все потерпевшие знают о своих правах, закрепленных в законодательстве, в случае нарушений которых можно их оспорить в суде.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Глава 5 «Права и обязанности супругов»

Статья 201. Равенство супругов в семейных отношениях «Все вопросы брачных и семейных отношений супруги решают совместно, по обоюдному согласию и на основе равенства. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых. Супруги вправе самостоятельно решать вопросы, касающиеся их личных интересов, если иное не оговорено в Брачном договоре».

Статья 21. Право супругов на выбор фамилии при заключении брака.

Статья 22. Право супругов на свободный выбор занятий, профессии и места жительства.

Статья 23. Общая совместная собственность супругов.

Статья 24. Определение долей в общей совместной собственности супругов при разделе имущества.

Глава 6 «Прекращение брака»

Статья 35. Недопустимость расторжения брака «Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга…».

Статья 41. Раздел общей совместной собственности супругов.

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Статья 259 «Общая собственность супругов».

  1. Имущество, нажитое супругами во время брака, находится в их совместной собственности, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
  2. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, находится в его собственности.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.п.). Настоящее правило не применяется, если договором между супругами предусмотрено иное.

  1. По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества. Обращение взыскания на имущество унитарного предприятия, принадлежащее супругам на праве совместной собственности, не допускается.
  2. При разделе имущества, находящегося в совместной собственности супругов, супруг участника хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью вправе требовать в судебном порядке признания за ним права на причитающуюся ему часть доли его супруга в уставном фонде соответствующего товарищества или общества.

В случае признания судом за супругом участника хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью права на причитающуюся ему часть доли его супруга в уставном фонде соответствующего товарищества или общества с согласия остальных участников этого товарищества или общества он вправе стать его участником либо требовать выплаты стоимости причитающейся ему части доли его супруга в уставном фонде или выдачи в натуре имущества на такую стоимость. При этом отказ во включении в состав участников соответствующего товарищества или общества влечет обязанность этого товарищества или общества выплатить супругу стоимость причитающейся ему части доли его супруга в уставном фонде либо выдать в натуре имущество на такую стоимость.

Определение стоимости части доли в уставном фонде товарищества или общества и ее выплата либо выдача в натуре имущества на такую стоимость осуществляются в соответствии с пунктом 2 статьи 64 настоящего Кодекса в срок, предусмотренный учредительными документами этого товарищества или общества, но не позднее двенадцати месяцев со дня предъявления супругом соответствующего требования.

Правила частей первой и второй настоящего пункта распространяются на случаи раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, один из которых является членом производственного кооператива. При этом определение стоимости части пая супруга в имуществе производственного кооператива и ее выплата либо выдача в натуре имущества на такую стоимость осуществляются в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса в срок, предусмотренный уставом производственного кооператива, но не позднее двенадцати месяцев со дня предъявления супругом соответствующего требования.

  1. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются законодательством о браке и семье.

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании»

Вопросы социальной поддержки и оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также вопросы социальной адаптации и реабилитации оговорены в законе Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании». Закон определяет «трудную жизненную ситуацию» как ситуацию, объективно нарушающую нормальную жизнедеятельность гражданина (… конфликты и жестокое обращение в семье…) и сложную для его самостоятельного разрешения. Домашнее насилие подпадает под это определение целиком и полностью. В законе оговорен порядок работы государственной системы социальных служб, центров, где есть специальные отделения помощи пострадавшим

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Принят 4 января 2014 года, № 122-з

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы деятельности по профилактике правонарушений и закрепляет основные формы участия государственных органов (организаций), иных организаций и граждан в осуществлении этой деятельности.

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

близкие родственники – родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга);

действия психологического характера – воздействие на психику гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства (далее, если не определено иное, – гражданин) посредством угрозы, унижения чести и достоинства, совершения иных аморальных действий, которые объективно дают основания гражданину опасаться за свою безопасность или безопасность близких ему лиц;

действия сексуального характера – посягательство на половую свободу или половую неприкосновенность;

действия физического характера – причинение телесного повреждения, боли, мучений, нанесение побоев;

домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания;

Статья 17. Основные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия

Местные исполнительные и распорядительные органы, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы по труду, занятости и социальной защите, учреждения социального обслуживания, органы управления здравоохранением, государственные организации здравоохранения, органы управления образованием, учреждения образования в сфере предупреждения домашнего насилия в пределах своей компетенции:

принимают меры по формированию негативного отношения общества к домашнему насилию, выявлению и устранению причин и условий, ему способствующих;

проводят информационно-просветительскую работу по предупреждению домашнего насилия;

обеспечивают подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов субъектов профилактики правонарушений, в том числе в области межведомственного взаимодействия;

организуют реализацию (реализуют) образовательных программ обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) для специалистов субъектов профилактики правонарушений;

информируют пострадавших от домашнего насилия об организациях, в которых им может быть оказана помощь;

проводят отраслевые и межотраслевые исследования состояния, причин и условий распространения домашнего насилия, эффективности законодательства и практики его применения;

оказывают содействие в проведении бесплатной «горячей линии» по вопросу консультирования пострадавших от домашнего насилия.

Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере предупреждения домашнего насилия:

обеспечивают плановость и системность проведения профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия, принимают меры по изучению и комплексному реагированию на запросы граждан с учетом местных особенностей;

на соответствующей территории создают межведомственные советы по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия, которые определяют порядок реализации комплекса мер по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия в рамках протоколов межведомственного взаимодействия в соответствии с примерным положением о межведомственном совете по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, и примерной формой протокола межведомственного взаимодействия, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь;

при необходимости защищают права пострадавшего от домашнего насилия, признанного судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, и представляют его интересы в государственных органах или в суде;

способствуют развитию сотрудничества с иными организациями и гражданами в деятельности по предупреждению домашнего насилия;

принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по круглосуточному оказанию пострадавшим от домашнего насилия услуг временного приюта, оказанию им социальной, психологической и иной помощи, а также принимают при необходимости в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых применено защитное предписание;

организуют в пределах своей компетенции проведение коррекционных программ;

осуществляют учет, обобщение, систематизацию и анализ данных об оказании помощи пострадавшим от домашнего насилия, о мерах, принятых в отношении граждан, совершивших домашнее насилие.

Органы внутренних дел в сфере предупреждения домашнего насилия:

осуществляют прием и рассмотрение заявлений и сообщений о совершении домашнего насилия, принимают меры по его пресечению, осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о привлечении граждан, совершивших домашнее насилие, к административной или уголовной ответственности, о признании их ограниченно дееспособными;

организуют проведение профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

информируют органы опеки и попечительства о выявлении фактов домашнего насилия в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными;

организуют в пределах своей компетенции проведение коррекционных программ;

осуществляют учет, обобщение, систематизацию и анализ информации о фактах домашнего насилия.

Органы прокуратуры в сфере предупреждения домашнего насилия:

принимают участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

информируют органы опеки и попечительства о выявлении фактов домашнего насилия в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.

Органы по труду, занятости и социальной защите в сфере предупреждения домашнего насилия осуществляют методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания по вопросам предупреждения домашнего насилия и оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия.

Учреждения социального обслуживания в сфере предупреждения домашнего насилия в пределах своей компетенции оказывают социальные услуги пострадавшим от домашнего насилия в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, содействие в получении социальной помощи, социальных гарантий и льгот, других видов помощи, предусмотренных законодательством.

Органы управления здравоохранением в сфере предупреждения домашнего насилия осуществляют методическое обеспечение деятельности государственных организаций здравоохранения по вопросам предупреждения домашнего насилия и оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия.

Органы управления образованием в сфере предупреждения домашнего насилия осуществляют методическое обеспечение деятельности учреждений образования по вопросам предупреждения домашнего насилия и оказания помощи несовершеннолетним.

Органы по труду, занятости и социальной защите, учреждения социального обслуживания, органы управления здравоохранением, государственные организации здравоохранения, органы управления образованием, учреждения образования в сфере предупреждения домашнего насилия в пределах своей компетенции:

информируют органы внутренних дел и органы опеки и попечительства о выявлении обстоятельств, свидетельствующих о домашнем насилии, совершенном прежде всего в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными;

принимают участие в проведении коррекционных программ, профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

осуществляют учет, обобщение, систематизацию и анализ данных об оказании помощи либо социальных услуг пострадавшим от домашнего насилия.

Иные организации в сфере предупреждения домашнего насилия имеют право в соответствии с законодательством и их уставами:

принимать участие в проведении коррекционных программ, профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

оказывать услуги временного приюта пострадавшим от домашнего насилия;

оказывать социальную, психологическую, юридическую и иную помощь пострадавшим от домашнего насилия;

организовывать проведение бесплатной «горячей линии» по вопросу консультирования пострадавших от домашнего насилия;

проводить иные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия.

Статья 31. Защитное предписание

Защитное предписание – установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.

Защитное предписание может применяться к гражданину, совершившему домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим:

осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания;

проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть запрещено:

предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;

посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;

общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть установлена обязанность временно покинуть общее с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилое помещение.

Защитное предписание применяется либо продлевается уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия с учетом оценки вероятности продолжения либо повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких либо особо тяжких последствий его совершения, в том числе смерти пострадавшего от домашнего насилия (далее – риск домашнего насилия).

Порядок оценки риска домашнего насилия определяется Министерством внутренних дел по согласованию с Генеральной прокуратурой.

При отсутствии письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в зависимости от гражданина, совершившего домашнее насилие, либо по иным причинам не способен (не способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы, и при высоком уровне риска домашнего насилия защитное предписание применяется руководителем органа внутренних дел или его заместителем по согласованию с соответствующим прокурором.

Защитное предписание незамедлительно объявляется гражданину, в отношении которого оно применено, с вручением копии защитного предписания и разъяснением его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона. О получении копии защитного предписания и разъяснении прав и обязанностей в защитном предписании делается соответствующая запись этим гражданином и должностным лицом, вручившим копию защитного предписания и разъяснившим права и обязанности. В случае, если гражданин отказался подписать защитное предписание, должностное лицо, вручившее копию защитного предписания, делает об этом запись в защитном предписании.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно применено.

Гражданину, в отношении которого применено защитное предписание с установлением обязанности, указанной в части четвертой настоящей статьи, предоставляется возможность взять с собой только личные вещи. Указанный гражданин обязан сообщить должностному лицу органа внутренних дел о своем месте временного пребывания, передать ключи от общего с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилого помещения для передачи их пострадавшему (одному из пострадавших) от домашнего насилия.

В течение следующего рабочего дня с момента объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно применено, копии защитного предписания направляются (предоставляются) совершеннолетнему пострадавшему (пострадавшим) от домашнего насилия, а также соответствующему прокурору, в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган для проведения при необходимости профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия согласно настоящему Закону и другим актам законодательства.

Запреты и обязанность, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, устанавливаются на срок до пятнадцати суток с момента объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно применено.

Решение руководителя органа внутренних дел или его заместителя о продлении защитного предписания на срок до тридцати суток согласовывается с соответствующим прокурором. В решении о продлении защитного предписания должны быть изложены основания и мотивы такого продления. В течение следующего рабочего дня с момента согласования решения о продлении защитного предписания его копия направляется (предоставляется) гражданину, в отношении которого применено защитное предписание, по указанному им месту временного пребывания, что является надлежащим уведомлением, а также совершеннолетнему пострадавшему (пострадавшим) от домашнего насилия, в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Контроль за соблюдением гражданином, в отношении которого применено защитное предписание, установленных запретов и обязанности, наблюдение за его поведением по месту временного пребывания обеспечиваются органом внутренних дел.

Действие защитного предписания прекращается:

по истечении срока, на который оно применено или продлено;

в случае прекращения в отношении гражданина дела об административном правонарушении, послужившего основанием для применения защитного предписания;

в случае прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования либо принятия решения о прекращении проверки по заявлению или сообщению о преступлении, об отказе в возбуждении уголовного дела, послуживших основанием для применения защитного предписания.

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия.

Форма защитного предписания и форма решения о продлении защитного предписания устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 31[1]. Коррекционная программа

Коррекционная программа – комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, направленных на исправление (корректировку) поведения гражданина, формирование у него навыков ненасильственной коммуникации, предотвращение повторного совершения домашнего насилия.

Основанием для проведения коррекционной программы является рекомендация должностного лица субъекта профилактики правонарушений. Коррекционная программа проводится с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие.

Проведение коррекционной программы обеспечивается в соответствии с законодательством в сфере оказания психологической помощи и осуществляется на безвозмездной основе.

Местные исполнительные и распорядительные органы, лечебно-трудовые профилактории, учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, иные государственные организации при осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи в пределах своей компетенции определяют государственную организацию, иную организацию либо психолога, ответственных за проведение коррекционной программы, привлекаемых к оказанию психологической помощи иных субъектов профилактики правонарушений, о чем информируют гражданина, совершившего домашнее насилие.

Государственная организация, иная организация либо психолог, ответственные за проведение коррекционной программы, после непосредственного обращения гражданина, совершившего домашнее насилие, составляют документ, определяющий с учетом личности этого гражданина и имеющейся информации о его противоправном поведении комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи, место, время, последовательность и сроки их проведения, а также вид, форму и способ оказания психологической помощи.

С согласия гражданина, совершившего домашнее насилие, и совершеннолетнего пострадавшего от домашнего насилия психологическая помощь может оказываться с участием последнего.

Для повышения эффективности оказания психологической помощи органами внутренних дел, иными субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции государственной организации, иной организации либо психологу, ответственным за проведение коррекционной программы, с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие, передаются информация о совершенных им правонарушениях и иные его персональные данные.

Статья 31[2]. Согласие о передаче информации о домашнем насилии

Согласие о передаче информации о домашнем насилии – свободное, однозначное, информированное выражение воли пострадавшего от домашнего насилия о передаче информации о совершенном в отношении него домашнем насилии и иных его персональных данных, необходимых для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему соответствующими субъектами профилактики правонарушений предусмотренных законодательством помощи и социальных услуг.

Согласие о передаче информации о домашнем насилии в течение следующего рабочего дня с момента его получения направляется проводящим профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия субъектам профилактики правонарушений согласно компетенции.

Наличие согласия о передаче информации о домашнем насилии либо непосредственное обращение пострадавшего от домашнего насилия к субъекту профилактики правонарушений являются основанием для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему по инициативе соответствующего субъекта профилактики правонарушений помощи и социальных услуг.

Форма согласия о передаче информации о домашнем насилии устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 32[1]. Права пострадавших от домашнего насилия, иных правонарушений

Пострадавшие от домашнего насилия, иных правонарушений вне зависимости от регистрации по месту жительства и дачи согласия о передаче информации о домашнем насилии вправе в соответствии с законодательством получить:

защиту и оперативное реагирование во всех случаях совершения в отношении них правонарушений;

полную и исчерпывающую информацию о видах оказываемой в пределах компетенции государственными органами и иными организациями помощи;

безвозмездно психологическую помощь, социальные услуги в форме срочного социального обслуживания, в том числе услуги временного приюта;

бесплатно медицинскую, юридическую помощь;

доступ к образованию, в том числе проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей.

Защита пострадавшего от домашнего насилия, иных правонарушений, оказание ему помощи и социальных услуг не зависят от его готовности обратиться с заявлением о привлечении гражданина, совершившего домашнее насилие, либо иного лица, совершившего правонарушение, к уголовной или административной ответственности либо свидетельствовать в отношении них.

Права несовершеннолетних пострадавших от домашнего насилия, иных правонарушений защищаются с учетом интересов ребенка, его возраста, пола, состояния здоровья, интеллектуального и физического развития. Осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних возлагается на их родителей и других законных представителей, а в случае их отсутствия или совершения ими домашнего насилия в отношении несовершеннолетних – на иных родственников или органы опеки и попечительства

 

 



Вернуться в раздел Профилактика домашнего насилия

×

Телефон
экстренной психологической помощи
8(0176)74 66 20 Телефон
областной круглосуточной «горячей линии»
+375(29)899 04 01 (МТС)

#семья_помощь_рядом

Профилактика домашнего насилия

Перевод сайта

Поиск по сайту

Рента

Сувенирная продукция

The LineAct Platform